Архитектура

Усадьба обители протянулась с северо-запада на юго-восток, вдоль северо-восточного склона Замковой горы. На поперечной оси монастыря расположены его главные здания в порядке с северо-востока на юго-запад, это – Святые Врата с 4-ярусной колокольней над ними, Вознесенский собор (в самом сердце обители), теплая Николо-Тихвинская церковь. К западу от последней, у подошвы крутого лесистого склона горы – Воскресенская церковь, в юго-восточной половине монастыря – храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы (восстанавливается). К юго-востоку от Вознесенского собора – 1-этажный игуменский корпус. Другие сооружения обители – 2-этажные корпуса келий. Каменное строительство в обители началось на стыке XVII-XVIII вв. с сооружения части нынешней Николо-Тихвинской церкви, а вскоре был возведен Вознесенский собор. Когда 9 июля 1811 г. Подол выгорел дотла, монастырь потерял деревянные здания, каменные сильно пострадали, при этом задохнулись много насельниц, которые укрылись в Вознесенском соборе (по разным источникам: 23, свыше 30, 40). Отстраивалась обитель преимущественно в камне.

■ В 1740-1741 гг. Над Святыми Вратами обители возвели колокольню (архивное дело 1744 вспоминает ее как «колокольню каменную», но ряд историков утверждают, что каменным был только нижний ярус, а 2 верхних были деревянными). После пожара 1811г. колокольню перестроил (по одним данным – снова поднял на старых фундаментах, по другим – заменил сгоревшие деревянные ярусы каменными) в стиле классицизма зодчий Андрей Меленский (в литературе указаны разные даты: 1817-1818г., 1821г.).

■ По состоянию на 1682 г. обитель имела 2 деревянные церкви – святого мученика Флора и святого мученика Лавра. На плане Киева 1695г. показан один деревянный храм, сгоревший при городском пожаре 1718г. (архивные данные 1759г. указывают, что он имел пристройки Вознесения Господня и Святой Анны). В 1722-1732 гг. на месте сгоревшей церкви выстроен каменный 3-главый Вознесенский собор в стиле украинского барокко. В 1777 г. в правом приделе храма устроили престол в честь Собора Пресвятой Богородицы. Между 1772-1780 гг. – еще 2 престола на хорах: правый – Всех святых, левый – Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы. В 1780 г. храм был расписан, в 1805 г. роспись восстановили. После пожара на Подоле 1811г., в 1818г. – стены интерьера покрасили светло-серой краской.  В 1865г. и 1904-1906 гг. роспись снова возобновят. В росписях храма видно повторы известных композиций XVII и XIX вв.: Пример 1-го – аллегория «Блаженны кроткие» по гравюре из Библии Вайгеля (Аугсбург, 1695г.), 2-го – «Крещение Господне» по работе Михаила Нестерова в Свято-Владимирском соборе Киева (1882-1896гг.). В 1980-х гг. В соборе установлен новый деревянный иконостас: он выполнен на основании фотографии утраченного барочного иконостаса XVIII в.

■ У южной стены храма на стыке ХХ XХI ст. восстановлено надгробие игуменьи Евпраксии, которая руководила монастырем в 1898-1919 гг. В XIX в. у западных углов собора стояли 2 деревянных беседки с источниками: сегодня на месте южной из них вода вытекает из небольшой каменной пирамидки. Приятно обратить внимание на 1-этажный каменный домик игуменьи к юго-востоку от собора: оставленный нам с 1821 г.. зодчим Андреем Меленским. Как интересный образец малого жилого дома в стиле классицизма, он заметен по закругленным портикам с колоннами на боковых крыльях. В том же смысле примечателен «11-й корпус» (1822-1832гг.) к югу от

собора: обращен в храм угол здания закругленный и украшен колоннадой с балконом.

■ Кроме сгоревшей в 1718 г.. деревянной церкви, перед пожаром обитель имела (согласно архивным данным 1759г.) каменный трапезный храм в честь святого апостола Иоанна Богослова (с верхним приделом в честь святого Благоверного Князя Александра Невского). Сейчас это – Николо-Тихвинская церковь, старейшее каменное здание монастыря. В 1758-1759 гг. храм отремонтировала монахиня Нектария (Долгорукова), после чего на хорах был устроен алтарь в честь святых мучеников Флора и Лавра (1759г.). После пожара 1811 года. храм отремонтировали: в 1812 г.. надстроили 2-й этаж, а в нижнем был освящен придел святых мучеников Флора и Лавра. В 1818-1819 гг. на 2-м этаже устроили придел Тихвинской иконы Божией Матери. В 1843 г. нижний престол перенесли в Казанский храм (см. ниже), а в 1857 г. на его месте был освящен престол в честь святителя Николая Мирликийского. Выполненная в стиле украинского барокко, Свято-Николо-Тихвинская церковь самобытная по своей планировке: трапезная палата примыкает к храму с северо-запада. На северо-восточной стене крытой паперти, примыкающей с юго-востока к алтарю, во 2-й половине ХХ ст. выполненароспись «Моление прп. Серафима Саровского на камне» (в 1990-х гг. немного изменена при обновлениях). Вследствие малых размеров церкви, регулярные богослужения в ней не происходят, и для паломнического посещения она недоступна. У южной стены храма находится могила епископа Феодора (Власова) – иерарха, тайно посвященного в сан в связи с началом гонений на Церковь и почившего в 1924г.

■ Каменный храм Воскресения Христова, выполненный в виде ротонды со связанными на северо-западе и юго-востоке прямоугольными в плане пристройками, построенный в 1821-1824 гг. в стиле классицизма архитектором Андреем Меленским – вместо сгоревшей в 1811 г.. Деревянной одноименной церкви, которую в 1757 г. воздвигла при своей келье монахиня Нектария (Долгорукова), «дабы … по всегдашней почти по летам ее и слабости здоровья болезни, не пришлось ей когда через болезнь Божественного церковного пения и чтения оставаться». У восточного фасада храма стоит застекленная металлическая часовня над старым надгробием прп. Елены (Бехтеевой, † 1834г.).

■ Храм Казанской иконы Божией Матери 1841-1844 гг. сооружен по проекту архитектора Павла Спарро в виде базилики с обработкой фасадов в псевдорусском стиле для зимних служб, в связи с ростом числа монахинь и теснотой Николо-Тихвинской церкви. Южная пристройка Казанского храма была освещена в честь святых мучеников Флора и Лавра, северная – в честь святого апостола  Иоанна Богослова. В 1870 г. храм расписали. В 1881 г. У его стен была похоронена игуменья Парфения (Адабаш). Надгробия выдающихся киевлян, похороненных при церкви, не сохранились. С 1923 г. храм считался приходским, в 1934 г. был закрыт, передан фабрике детской одежды ипереработан в фабричный корпус путем сноса купола и надстройки стен. В 1990-х гг. его вернули монастырю, и он снова был преобразован в свой дореволюционный вид снаружи. (Работы по восстановлению его вида внутри еще продолжаются).

■ В 1758 г.. монахиня Нектария (Долгорукова) обвела монастырь с 3-х сторон (северо-запада, северо-востока, юго-востока) каменной оградой, которую заново отстроили в 1819-1820 гг. В 1819 г. обители был передан господствующий над ею склон Замковой горы, а в 1835г. и сама вершина – для устройства кладбища с церковью. В 1844-1845гг. и 1848-1850 гг. была по частям построена каменная ограда на Замковой горе: по контуру она напоминала букву «П», «ножки» которой находились на крутом северо-восточном склоне, а «полочка» – на юго-западном краю плато (от этой стены остались фрагменты руин). В 1854-1857 гг. На плато возвели каменный храм в честь Святой Троицы (закрыт в 1927г. и снесен в 1938г.). В 1858-1859 гг. на гору провели удобную дорогу-серпантин (которая после уничтожения кладбищенской церкви пришла в запустение). В 1920 г.. на горе похоронен известный церковный историк Степан Голубев, в 1921 г. – его коллега Николай Петров. Сегодня Замковая гора частично покрыта лесом (с северной стороны). В XIV-XVII вв. верх венчал деревянный замок (отсюда ее название), который выполнял роль цитадели Киева под управлением Литвы и Польши. С 1552г. в замке было 3 православных и один католический храм. Последним польским воеводой, обитавшим в замке, был православный вельможа Адам Кисель, в память о котором гора получила название Киселевки.